Эксплуатация башенного крана Potain IGO 50 на строительном объекте «Мероприятия по увеличению срока эксплуатации реакторного блока №1 Кольской АЭС до 60 лет«, подошла к концу. Период аренды башенного крана составил ровно девять месяцев — очень значительный срок для быстромонтируемого башенного крана. Причем все это время кран активно эксплуатировался, обычно в режиме ежедневной двенадцатичасовой смены, а в некоторые периоды — даже в круглосуточном режиме. И это — полярной зимой, в условиях крайнего севера. И, даже в таких жестких условиях, кран проявил себя как исключительно надежная машина, которая, при должном уровне обслуживания, выдает минимальное количество отказов. Для статистики — за все время эксплуатации крана на объекте было зафиксировано два случая остановки крана в связи с поломкой. Первый — в ноябре, открутилась гайка на стопорной планке, блокирующей выпадение роликов на каретке, в случае, если развалятся подшипники. Из-за этого планка перекосилась и заблокировала движение каретки. С проблемой опытный крановщик разобрался самостоятельно, не дожидаясь приезда ремонтников — с помощью лестницы пожарной машины, которую любезно предоставил наш заказчик, ООО «ТехАтомСтрой», поднялся наверх, открутил вторую гайку, снял планку и освободил каретку. Простой — менее суток. Второй — уже под самый конец проекта, в мае, из-за износа порвался канат на каретке. Оперативно на объект на машине отправили ремонтника с канатами из Санкт-Петербурга, быстро поменяли, заменив заодно и грузовой канат. Вот и все поломки. Все остальное — только нечастое плановое обслуживание, да обильная смазка поворотного круга силами работающих на объекте крановщиков. Оказывается, при рачительном подходе этого вполне достаточно для беспроблемной эксплуатации крана — во всяком случае, крана Potain IGO 50.
Но, как и любой проект, этот тоже подошел к своему логичному завершению. В конце мая кран был остановлен, а через месяц, за ним выдвинулась бригада монтажников ООО «Кранко», для проведения работ по демонтажу и вывозу. Эти работы мы удачно совместили с другими работами в Мурманской области, связанными, напротив, с завозом и монтажом такого же крана на строительном объекте в Мурманске, реконструкции здания областного драматического театра. Конечно, было бы совсем выгодно снять кран с объекта на Кольской атомной станции и завезти в Мурманск, однако после девяти месяцев жесткой эксплуатации в условиях полярной зимы кран требовал обслуживания и ремонта, которые нужно было проводить на базе, а не в полевых условиях. Поэтому логистику построили следующим образом — сперва отвезли и смонтировали один кран в Мурманск, а на обратном пути заехали на Кольскую атомную станцию, что бы забрать кран оттуда.
Несмотря на тщательную подготовку, работы по демонтажу и погрузке шли крайне тяжело — сказывались и бюрократические проволочки со стороны станционных смотрителей, и вопиющая неготовность заказчиков к работам по демонтажу — несмотря, на, казалось бы, много раз озвученные и обсужденные требования. И если к маразматическим требованиям со стороны персонала атомной станции, ответственного за безопасность труда мы, помня о сложностях при монтаже крана, морально были готовы, то серьезные просчеты «принимающей» стороны явились полной неожиданностью.
Но, так или иначе, правдами и неправдами работа была выполнена, кран демонтирован, погружен на транспорт и уже через день прибыл на базу ООО «Кранко», для проведения процедуры ремонта и обслуживания. Ну, и ожидания новых проектов. Которые, как мы надеемся, не заставят себя долго ждать.